Архив Рубрики Контакты
Б&М №4(40)'09 • Бильярдные байки

«Борода»… и Владимир Высоцкий Анатолий Яковлевич Алексеев

В Запорожье проживает Маэстро бильярда Анатолий Яковлевич Алексеев по прозвищу Борода. Более преданного, по-настоящему влюбленного в бильярд человека трудно найти. Биография Алексеева выходит далеко за рамки бильярдной тематики и достойна не одной статьи в журнале. Сегодня мы публикуем рассказ Анатолия Яковлевича о его коротких встречах с Владимиром Высоцким. – Любая деталь о жизни Владимира Высоцкого требует уточнения. Чтобы отбросить напускные, нелепые суждения. Чтобы еще ярче раскрыть его дарование, проявить никому ранее не увиденные черты недюжинного характера Великого Барда. Вы-то, каким образом оказались рядом?

– Познакомились мы в Судаке в 1967 году при необычных обстоятельствах. Тогда Высоцкого мало кто знал. У меня было столько магнитофонных записей – 150 бобин! Наивно думал, что там все его песни, а оказалось в основном «блатата», самого Высоцкого очень мало. Я отдыхал в «Уютном» под Генуэзской крепостью. Там есть Гранатная скала, и я не на общем пляже, а там, где она свалилась, очень любил нырять. И глубоко, и далеко. С собой у меня были сетка, маска, ласты и гарпунчик, чтобы собирать крабов.

Однажды утром иду «на охоту», а мое место на пляже занято. Там как птичий базар – народ шумит: “Высоцкий приехал, Высоцкий приехал!” Я нырнул, насобирал крабов, рапанов. Выхожу на берег к скале. Высоцкий как увидел в сетке огромных крабов, удивился: “Слушай, где ты таких натаскал?” И карандаш, привязанный к блокноту, к клешне краба подсовывает.

– И тот его хрясь?

– Вот именно – хрясь и карандаша нет. Все вокруг засмеялись, а Высоцкий выдал: “А если бы я палец засунул?” Мы разговорились. Борода-то у меня уже тогда была и, думаю, я ему показался интересным. Я ведь тоже писал стихи в то время. Но сугубо для себя. Высоцкого этот факт заинтересовал.

На протяжении двух недель мы с ним соприкасались в разных местах. И каждый день я удивлялся: “Когда же он отдыхает?” На пляже, лежа, пишет, сидя, пишет. Вечером в пансионате львовского «Железнодорожника» всю ночь поет песни вживую, без микрофона. Народу съезжалось со всего побережья: Ялты, Алушты и Бог знает еще откуда. На вечерне-ночных концертах люди были повсюду – даже на крышах домов отдыха, деревьях.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока
И в борьбу не вступал с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.


– Как же, тогда не хватало духа свободы!

– И чисто человеческой открытости. Расскажу один эпизод. Заранее в кафе «Троянда» мы оговорили встречу. Я пришел раньше, смотрю, идет «гвардия» (с Высоцким всегда толпа ходила). В кафе прямоугольные столы и плетеные кресла. Поздоровавшись, Высоцкий говорит крепкому парню из сопровождавших: “Будь добр, пересядь на противоположную сторону”. А сам, уцепившись за подлокотники кресла, «ласточку» сделал. Я отреагировал мгновенно – на таком же плетеном кресле взмыл «свечей» – ноги вверх. Высоцкий оценивающе посмотрел, улыбнулся, покачал головой: “Так ты, Борода, настоящий парень!” Ктото даже успел снимок сделать, и он был напечатан в местной газете.

И в дальнейшем мы с Владимиром были дружны: я знаю его детей, был знаком с женой, мамой. Когда он три раза приезжал в Запорожье, мы непременно общались. Среди этой суеты вокруг него, он находил время, чтобы переговорить, пожать друг другу руки. Скажу по секрету: он два стихотворения посвятил мне и бильярду.

– И где же они?

– После общения с Владимиром Высоцким я основательно «почистил» свою магнитофонную дискотеку. Все напускное выбросил. Взамен у меня появилась вроде ткацкой бобины – бумажная, с его стихами. Не каждому из них суждено было стать песней. Возможно по той причине, что жизнь Владимира Семеновича так неожиданно оборвалась. Я был в Москве в июле 1980 года, когда это произошло. То трагическое известие узнал по радио, но не по нашему, а на Би-Би-Си.

«Он никогда не был в горах, — вспоминал о Владимире Высоцком режиссер и депутат Госдумы Станислав Говорухин. — Но написал прекрасную песню об альпинистах. Он никогда не играл на бильярде, но блестяще смог убедить зрителей, что он отличный игрок. Он был великим артистом».

– Анатолий Яковлевич, в том же 80-м канула в Лету и «бильярдная академия»?

– Когда готовили открытие Олимпийских игр в Москве, никак не могли закрыть «бильярдную академию» в парке имени Горького.

– Тогда даже «ночных бабочек» отлавливали и временно переселяли за 101-й километр от Москвы.

– Да, да. Но что же делать с бильярдом? Выход нашли оригинальный. Его сожгли. Но несколько столов спасли, которые были утоплены в туалете. А столы были не простые – уникальные. И дай Бог здоровья Иосифу Кобзону, который оказал не только финансовую, но и, как принято сейчас говорить, моральную поддержку в восстановлении этих шедевров. Но сама «бильярдная академия» прекратила свое существование в 1980 году.

беседу провeл
Александр ЖУРАВЛЕВ
г. Запорожье