Урок №7
Наше сегодняшнее занятие завершает собой начальный цикл обучения русскому бильярду.
Вы уже многое узнали и многому научились. Осталась самая малость – познакомиться с
несколькими новыми упражнениями, разъяснить для себя кое-какие непонятные моменты
из прошлого урока и закончить теорию бортовых мостов. Сделав это, мы сможем перейти
к контрольным вопросам и проверить, как Вы освоили пройденный за год материал.
Для начала предлагаю Вам несколько новых упражнений на резку.
Упражнение 1.
Сыгрывание чужого в среднюю лузу. Поставьте биток на точку № 2. Чужой отодвиньте
от лузы на 15 см и одновременно переместите его на 5 см в сторону. Постарайтесь отправить
прицельный шар в лузу. Справившись с этим заданием, по тому же принципу переместите чужой
сперва на 25 и 10 см, затем на 35 и 10 см, и, наконец, на 45 и 10 см. Выполнять данное
упражнение следует как на одну, так и на другую сторону (фото 1 иллюстрирует все возможные
позиции шаров). Результативность при этом должна составлять 50% от общего числа попыток.
Упражнение 2.
Сыгрывание чужого в угол. Биток устанавливается на точке № 1. Чужой располагается
в 15-ти см от лузы и отодвигается на 5 см в сторону. Чтобы усложнить себе задачу, постепенно
передвигайте чужой шар на 25 и 5 см, 35 и 5 см, 50 и 5 см. Упражнение выполняется сначала на
одну, а затем на другую сторону (фото 2 показывает все варианты размещения шаров).
На прошлом уроке мы рассматривали упражнение, когда шары устанавливаются в угловых лузах.
Поочерёдно забивая эти шары, Вы должны были возвращать биток на то место, с которого был
нанесён удар. Наверняка при выполнении данного упражнения Вы столкнулись с определёнными
трудностями. Их причина состоит в следующем: обычно это упражнение пытаются выполнить за счёт
силы удара. Если биток остаётся на той же половине стола, что и чужой шар, многие стараются
нанести ещё более сильный удар. Однако всё дело в правильном попадании по шару. Для того чтобы
биток вернулся обратно, необходимо тонко сыграть в край шара. При "толстом" попадании сила
удара передаётся чужому шару, и биток остаётся на месте вне зависимости от того, сколь сильно
Вы наносите удар.
А теперь перейдем к мостам. На предыдущем занятии мы рассматривали бортовой мост, при котором шар
отстоит от борта на 25-30 см. Из всех бортовых мостов, как я уже отмечал раньше, этот - самый
простой. Если же шар находится на расстоянии 10-15 см от борта, потребуется более сложный мост,
потому что опора придётся только на пальцы. Соответственно, мост станет менее устойчивым и будет
выглядеть так, как показано на фото 3а и 3б. Для новичков он очень неудобен, поскольку у них
поначалу будут быстро уставать пальцы. Чтобы освоить этот мост, следует долго и упорно
тренироваться.
Когда шар стоит вплотную к борту или расположен от него на расстоянии 5 см, опора приходится на самые
кончики пальцев (см. фото 4). Для того чтобы Вы смогли нанести четкий удар, Ваши пальцы должны
быть гибкими и сильными. Уделите этому моменту отдельное внимание, разминая и тренируя их на
каждом занятии.
Для освоения мостов воспользуйтесь соответствующим упражнением из предыдущего урока (см.
"Бильярд&Магазин" № 11). Только теперь установите шары на 10-15 см от борта, а затем, справившись
с заданием, поставьте их вплотную к борту. Выполняя это упражнение, Вы почувствуете, что при
сыгрывании шаров на среднюю лузу с левой стороны Вам легче будет сделать мост, чем при сыгрывании
шаров с правой стороны (для левшей наоборот). Это объясняется тем, что, играя с левой стороны, Вы
постепенно переходите от центра стола влево, и Ваши пальцы (средний, безымянный и мизинец) ложатся
на стол. Следовательно, опора получится более устойчивой за счет увеличения поверхности находящейся
на борту руки (см. фото 5). При смещении от центра в правую сторону опора остается на кончиках
пальцев (сравните фото 6а, 6б и 6в). Следите, чтобы пальцы у Вас были расставлены шире, - это
добавит устойчивости подобному мосту.
Тест
Ну, вот, с теорией покончено. Теперь предлагаю Вам контрольные вопросы по пройденным темам.
Постарайтесь руководствоваться своими знаниями и не заглядывать в предыдущие номера журналов.
Ответы запишите в тетрадь для того, чтобы потом сверить их с правильными:
- Перечислите по порядку 10 подготовительных шагов для работы с одним шаром.
- Какой шаг добавится при работе с двумя шарами и каким он будет по счёту?
- С помощью чего контролируется сила удара?
- Что такое размер удара и для чего он нужен?
- Если при работе с одним шаром Вы нанесёте удар по прямой с левым винтом, то в какую сторону отскочит шар от борта?
- С помощью чего Вы можете увеличивать вращение удара?
- Как будет изменяться точка соприкосновения на своём шаре при сыгрывании чужого с разными резками?
- При какой резке (правосторонней или левосторонней) Вы будете чаще всего испытывать неудобства, сыгрывая чужой шар в среднюю лузу? (Отвечая на этот вопрос, учитывайте, левша Вы или правша).
- В чём чаще всего заключается ошибка при упражнении на силу удара и контроль битка, когда два шара стоят в угловых лузах и после сыгрывания которых биток должен вернуться обратно на свою половину стола?
- В каком из нижеперечисленных вариантов бортовой мост будет самым сложным и почему:
• шар располагается на расстоянии 25-30 см от борта;
• шар стоит вплотную к борту;
• шар отстоит от борта на 10-15 см?
А теперь, просмотрев предыдущие уроки, определите, какие из Ваших ответов верные, а какие нет. Я
намерено не даю Вам подсказок по поводу того, где искать правильные ответы. Так Ваши поиски
будут более действенными.
Запомните: при прохождении этого мини-экзамена единственно приемлемым является стопроцентный
показатель, ведь каждая ошибка свидетельствует о том, что Вы не разобрались с какой-либо темой.
Обнаружив неправильный ответ, вернитесь к соответствующему уроку и внимательно его повторите.
А затем снова пройдитесь по вопросам.
Если же Вы справились со всеми заданиями, примите мои поздравления! Это значит, что Вы получили
необходимые навыки и можете приступать к изучению сложных игровых ситуаций. И, если будете
продолжать упорные тренировки, Вам покорятся вершины бильярдного мастерства.
| Желаю удачи! Играйте на бильярде! | |
|